Став режиссером "Спартака…" я понял, что мне работать с детьми интереснее и свободнее, чем с актерами.

Наша история о мальчишке-волчонке, который приучен никому не верить и не умеет строить отношения с окружающими. Но дружба с собакой изменяет героя, и он открывается людям. В фильме нет отрицательных и положительных персонажей. Мы старались создать живые характеры, которые не бывают черными или белыми.

Вы искали детей на роли не в актерских агентствах, а в детских домах. Почему такое решение?

Для нашей истории важно ощущение правды. Нам нужны были ребята, способные быть естественными в предложенных обстоятельствах и обогащающие роль своим личным опытом. Мы пересмотрели очень много детей и далеко не ограничивались детскими домами. Стало очевидно, что в студиях и агентствах детишек порой портят, прививая даже не навыки, а ужимки. Ребята становятся страшно неестественными и теряют способность нормально реагировать. Ведь хороший актер отличается от плохого не более глубоким пониманием роли, а естественным выражением. Наши ребята с этой задачей справились и обогатили сценарий.

Значит, на съемочной площадке были импровизации?

Да, и актерские и режиссерские. Наши дети были наполовину артисты, наполовину персонажи, и, наблюдая за ними, можно было подсмотреть важные для картины детали. Например, во время ночной съемки один из наших героев 10-летний Гриша Христофоров заснул. Разбудить его было невозможно. Тогда я его вынес на руках, посадил за стол в кадр. Снимали сцену праздничных посиделок ребячьей компании. Мы положили спящего Гришу за стол для отчетности, мол, он тоже там присутствовал. Начали снимать. Гриша проснулся, что-то сказал, попал в тему и уснул снова. Грань между жизнью в кадре и своей жизнью для этих ребят была размыта. Они не стеснялись камеры и вели себя совершенно естественно, и тем самым привнесли ощущение реальности и современного поколения.

Правда, что главного героя - Ярослава Рощина, утвердили почти без проб, по фотографии.

Не совсем так. Расскажу, как проходил поиск. Ассистент по актерам Настя Ключенкова ходила с фотоаппаратом по школам, детдомам, студиям. По этим снимкам мы отбирали интересные физиономии и приглашали на пробы. Когда Настя мне показала фото Ярика, я закричал, что это и есть наш герой. Этакий 14-летний Джеймс Дин в русском варианте с независимым и лукавым взглядом и бравадой. Это фото мы повесили на стену, как образ, который нам надо найти. На пробах Ярик нас поразил. Сцены были непростые даже для профессиональных актеров, а он с ними справился блестяще. Но безальтернативных выборов не бывает, нужно было найти Ярику конкурента. Однако ни одного мальчика, приближающегося к нему по таланту, страстности, естественности, мы не нашли. Рощин может стать замечательным актером и его возможности далеко не исчерпываются нашим фильмом. Редко встречается, когда актер, да еще не профессионал может существовать в разных жанрах: от комического до драматического. Я надеюсь, что у него сложится актерская судьба, тем более, что сам он этого очень хочет, но, к сожалению, не прикладывает никаких усилий и заставить его очень сложно.

Характер у Ярослава явно не простой, что стало понятно на съемочной площадке. Картина на него повлияла?

Фильм дал ему жизненный опыт. Ярик попал в совершенно новую для него обстановку, познакомился с профессиональными людьми, что для ребенка, конечно, полезно. Но не надо забывать, что вопреки распространенному мнению, съемки это очень тяжелая работа, тем более для мальчика, который занят в каждом кадре. Это значит рано вставать, поздно ложиться, и долго ждать, что выматывает более всего. Мне кажется, что картина подвинула Ярослава к мысли, что необходимо трудиться, если хочешь чего-то добиться. А во-вторых, он с удивлением, открыл для себя новый путь в жизни, о котором даже не задумывался - актерский. Причем его способности не ограничиваются актерством, Ярик замечательно рисует, хотя никто его этому не учил. Он человек наблюдательный, цепкий, смышленый, но, к сожалению, с большими пробелами в образовании. Сейчас он учится в училище на маляра, что ему, как он говорит, по душе.

Вы продолжаете общаться?

Да, мы видимся. Два-три раза в месяц он приезжает к нам с женой в гости, мы ходим в кино. Ярик очень ждет премьеру.

Как складывались отношения у Ярика со взрослыми актерами?

Самые замечательные отношения сложились у Ярика с Ириной Розановой. По роли в картине Ира принимает близко к сердцу судьбу парня, замещает его родителей. Так и получилось на площадке, Ярик не отлипал от Иры, получал колоссальное удовольствие от общения. Ира человек очень легкий, живой, подвижный, с юмором. Подозреваю, что Ярик был немного влюблен в Ирину, и потом мне не раз признавался, что скучает, мечтает встретиться. Когда я увидел, как они общаются вне кадра, понял, что мы угадали с исполнительницей. Без душевной теплоты и способности завязать с мальчиком человеческие отношения эту роль сыграть было невозможно. Ира блестяще справилась с ролью и как профессионал и как открытый, добрый человек.

Об актерах

Мне нравятся многонаселенные истории, и в "Спартаке…" -- истории путешествия мальчика по жизни, встречающего разных людей, у нас масса персонажей. Мы стремились сделать даже небольшие роли запоминающимися. Кроме прочего, это дало мне возможность поработать со многими замечательными актерами.

Владимир Меньшов, метр, который приходит на площадку с четким пониманием результата. Бывали случаи, когда я говорил стоп, переходим к следующему, а Владимир Валентинович, отвечал, нет, это у меня не получилось, давай переснимем.

Григорий Сиятвинда, актер театра "Сатирикон", афророссиянин из Перми. Гриша постоянно провоцировал и веселил съемочную группу. Он играл на придуманном языке, тарабарщине и от нас требовалось только не расхохотаться во время съемки. В фильме даже есть тарабарская песенка, придуманная Гришей и исполняемая детским хором. Плюс к этому Сиятвинда как хореограф поставил танец героев. Григорий голоден до работы и от него летят искры, заражающие всех остальных энтузиазмом.

Андрей Панин, за ним приятно наблюдать не только в кадре, но и в перерывах. Порой, подглядывая за Паниным, я уточнял по ходу детали его персонажа.

Юрий Степанов, ставший известным по сериалу "Гражданин начальник". Юре вообще не надо было объяснять задачу, кроме траектории движения в кадре. Он сам придумывал свое поведение и всегда верно угадывал.

Игнат Акрачков, звезда "Ядов, или всемирной истории отравлений". Игнат нас очень выручил, сыграв небольшую роль солдатика. К сожалению, нам пришлось вырезать несколько эпизодов Игната.

Важные персонажи "Спартака и Калашникова" собаки. Какие у вас остались впечатления от "собачьей" работы?

Лучше всего выразился Владимир Валентинович Меньшов. Он рассказал, что уже снимался в картине с собаками "Соленый пес". В начале ничего не получалось, зато потом собака понимала свою задачу лучше людей. Под конец режиссер даже не к дрессировщику обращался, а напрямую к псу, и тот отлично все исполнял. Нечто похожее случилось и у нас. Наши дрессировщики, преданные и профессиональные люди, очень переживали, когда что-то не получалось, предлагали переснять, довести до блеска. Примерно через месяц работы на съемочной площадке им стала понятна кинематографическая специфика, и они полюбили эту работу. Таким образом, нам удались многие сложные сцены, и я очень надеюсь, что наша картина послужит толчком к развитию этого жанра кино. Готовясь к картине, я поехал в видеомагазин и с удивлением обнаружил огромное количество американских картин с животными. Это средние фильмы, не получающие наград, но потребность в них велика. Они очень гуманны и несут воспитательную функцию. В них нет назидательности, но эти фильмы закладывают в детях понятия доброты, дружбы, заботы о ближнем. Такие картины необходимы нашему обществу. Замечательно, что Минкульт возрождает государственную политику в области детского кинематографа. Ведь именно с кино у детей начинается интерес к родному языку, к национальной культуре. Если же им все время показывать боевики с Джеки Чаном и Шварцнеггером, то собственная страна их интересовать не будет.

Какие есть суеверия у дебютантов? Говорят, плохая примета стричься, пока работа не закончена.

У меня есть несколько приятелей-однокурсников, запустившихся с сериалами одновременно со мной. Они люди радикальные и не стригутся от запуска до телевизионной премьеры. Я боюсь встретиться с ними в коридорах, так как опасаюсь не узнать, ведь процесс занимает больше года. Я, правда, тоже не стригся, но только во время четырехмесячных съемок. Зато брился.

Этот год был для вас очень продуктивным, у вас родился сын...

За полтора года, прошедшие с запуска картина, в моей жизни произошли важнейшие события: я стал кинорежиссером, мы поженились с Наташей Кучеренко, одним из лучших монтажеров Мосфильма, переехали в новую квартиру и родили ребенка. Осталось только посадить дерево и - в гроб, поскольку такого насыщенного и разнообразного времени, наверное, уже не будет.



на главную >>

взрослые
дети
собаки
о съемках
музыка
форум
о фильме
премьера
фото